...Главная пропагандистская роль в годы войны отводилась плакату и политической карикатуре. Вскоре после начала войны по инициативе М. Черных стала выходить серия «Окна ТАСС». Первыми художественный “залп” по фашистам произвели Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов), уже на третий день войны издавшие плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”. Вскоре И. Тоидзе создал самый известный плакат военных лет “Родина-мать зовет!”. Этот плакат потрясающе выразителен, недаром он считается лучшим произведением жанра.
На него и сегодня трудно смотреть без волнения. Плакат “Родина-мать зовет!” и песня “Священная война” (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова), рожденные в первые дни Великой Отечественной войны, стали её своеобразными художественными символами. В первые два года плакат имел драматическое, даже трагическое звучание (В.Г. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»). После перелома в ходе войны изменилось и настроение плаката (Л. Голованов «Дойдем до Берлина!»). За 1941–1945 гг. только центральные издательства выпустили свыше 800 плакатов общим тиражом более чем 34 млн. экземпляров. В искусстве плаката господствует яркий и лаконичный язык, используются определенные живописные приемы. Главари фашизма обязательно изображались так, чтобы внушить к ним отвращение, презрение, показать их моральное убожество, вызвать неодолимое желание уничтожить, изгнать фашистов.